Александровский художественный музей

Новости

« Назад

Александровский живописец "купеческий сын Павел Петров Колендас" 18.04.2018

«Павел Колендас (Календас) (1820 -?) –российский живописец-портретист первой половины XIX века (даты жизни и биография неизвестны), загадочный и яркий художник.

Несколько выполненных им портретов хранятся в Переславском музее-заповеднике, в том числе портреты 1840-х годов детей переславских фабрикантов Темериных, переданные в музей в 1921 году М.П. Беляевой, урожденной Темериной.

Портрет А.П. Темериной, 1844 г. Портрет Н.П. Темерина Портрет П.П. Темерина Портрет купчихи, 1842 г.

Отмечают некоторую архаичность его портретов, выдержанность в традициях парсуны, сходство с парадными портретами XVIII века, но одновременно творческая манера исполнения и трактовка образов типичны для провинциальной портретной живописи первой половины XIX века. Жил и работал в Переславле-Залесском». Или еще выдержка из текста: "Местные купцы I-й гильдии Темерины, владельцы полотняной мануфактуры, готовясь к возведению в дворянское достоинство, заказали в 1844 году заезжему художнику Павлу Колендасу портреты членов своего семейства. Особенно привлекательны среди них портреты детей, в которых художник создал поэтический идеал, построенный на откровенности, душевной непосредственности, простоте и гармонии". 

http://urokizo.ru/muzei-vyistavki/pereslavl-muzey-kartinnaya-galereya/ – это  информация, которую удалось собрать на просторах интернета.

 А вот интересные находки, которые неожиданно «открылись» при изучении материалов Свято-Лукиановой пустыни, что близ Александрова.

Имя Павла Колендаса впервые упоминается в приходно-расходных денежных книгах Лукианова монастыря в июле 1851 г.: "города Александрова купеческому сыну Павлу Петрову Календасу за покрытие всех окошечных и дверных косяков с наличниками и троих створных дверей белилами на масле, а прочих дверей дикими красками с белилами на масле же..."; 

в августе 1851 гг. (ГАВО, ф. 584, оп. 1 д. 238): «города Александрова купеческому сыну Павлу Петрову Колендасу за починку в часовне образов, за чистку на оных риз, окрашение в оной часовне иконостаса.., за росписание стен в оной…, за поновление гробницы над преподобным схимонахом Лукианом красками и за переписку надписей…». (часовня преподобного Лукиана на литографии XIX века располагается между Богоявленской церковью и собором Рождества Богородицы; в советское время – разрушена полностью).

литография Лукианова монастыря

Следующая запись так же за 1851 г., ноябрь: «Города Александрова купеческому сыну Павлу Петрову Колендасу за написание в двенадцати клеймах около собора в верху под кровлею дванадесятых праздников…».

1Лукианова пустынь фонды АХМ с работы Масленникова КПоф-4901-39_1926-1

В музее архитектуры им. А.В. Щусева, еще в 2016 году научно-исследовательским отделом музея была обнаружена фотография 1926 г. (монастырь уже был закрыт), с росписями двенадцати великих праздников. В документах (ОПИ ГИМ, ф. 195, ед. 42) упоминается, что писаны они были масляными красками по железу; до настоящего времени не сохранились.

Запись в приходно-расходной книге Лукианова монастыря за 1852 г., июнь, 15.  (ГАВО ф. 584, оп. 1, д. 242): «Александровскому живописцу Павлу Календасу за написание около Соборных крылец на столбах, на потолках оных и в трех фронтонах разных изображений святых и за обштукатурку под оных отдано по расчету шестьдесят четыре рубли денег. ».

Еще запись за ноябрь 1852 г. (ГАВО ф. 584, оп. 1, д. 242): «Отдано Александровскому живописцу Павлу Календасу за написание в большом формате на полотне иконы Моление о чаше с позолоченною рамою и Божией Матери на полотне ж неувядаемый цвет - для настоятельских покоев и двух икон малых на простых досках Спасителя и Боголюбской иконы Божией Матери сорок три рубли. Сорок три рубли получил Павел Календас и расписался ».

икона Божией Матери Неувядаемый цвет

Иконы «Моление о чаше»  в Лукиановой пустыни нет (в Госкаталоге среди экспонатов, представленных музеем-заповедником "Александровская слобода, числится икона "Моление о чаше" , 19 в.; доска, темпера; автор неизвестен), а вот повествование об иконе «Неувядаемый цвет» – продолжим! Икона является одной из святынь монастыря и по сей день находится в Богоявленской церкви обители. Удивительную историю возвращения этой иконы можно прочесть на сайте Лукианова монастыря: «Образ Пречистой Девы особо почитается в нашем монастыре. Из «Описи церковного имущества Лукиановой пустыни на 1718 г.» (ГАВО, ф.584, оп. 1, ед. хр. 49а) следует, что икона Богородицы «Неувядаемый цвет» находилась в соборном храме Рождества Богородицы вблизи правого клироса. На ней изображена Божия Матерь с Богомладенцем на правом колене, руки Ее сплетены вокруг младенца Иисуса, в правой руке держащего цветок розы — знак грядущих Его страданий. На полях иконы, слева от средника, изображены преп. Никита исповедник, епископ Халкидонский и св. царица Елена, справа — преп. Иоанн Лествичник и св. мученица Акилина. В 1920 г., когда уже чувствовалось, что закрытие и разорение пустыни неизбежны, один из насельников обители монах Митрофан укрыл от поругания и тайно перенес этот образ в г. Александров. Там он оставил икону в доме своего брата, священника городского Богоявленского (Преображенского) храма Феодора Преображенского на сохранение. Образ пребывал в доме протоиерея Феодора (+03.05.1963) и сохранялся его обитателями в течение последующих 80 лет. В 2000 г. икона была возвращена в Лукианову пустынь дочерью о. Феодора, Маргаритой Федоровной (+2002) и с тех пор находится в Богоявленском храме монастыря» http://slpustin.ru

 Возможно, особо почитаемая икона в Лукиановой пустыни и не является произведением Павла Календаса, что требует дальнейшего и тщательного исследования, а прежде всего экспертизы и сравнения с результатами  экспертиз его переславских работ. Благодарим сотрудников Сергиево-Посадского музея-заповедника за участие в исследованиях. Надеемся на публикацию их материалов на нашем сайте.

...Еще одно упоминание о художнике Павле Календасе есть в приходно-расходной денежной книге Лукианова монастыря за 1855-1856 гг. (ГАВО, ф. 584, оп. 1, д. 246): «Александровскому живописцу Павлу Петрову Календасу за починку святых икон в церкви Богоявления Господня…».

В исповедальных росписях церквей  города Александрова (Преображенской церкви) за 1860 год (ГАВО ф. 556, оп. 110, д. 181) под. № 116 записан купец 2-ой гильдии Павел Петров Календасовъ (видимо фамилию его уже "обрусили"!) - 46 лет. Следовательно, можно определить дату его рождения - 1814 год. - Жена его Прасковья Константинова - 36 лет и дети: Варвара - 2 лет и Василий - "полугода". - Сестра его, девка София Петрова - 43 года.  

Итак, загадок по-прежнему много: в 1844 году Павел Колендас выполнял работу для переславских фабрикантов Темериных и, возможно, в этот период жил и работал в Переславле-Залесском. В 1851 г. упоминается как «города Александрова купеческий сын Павел Петров Календас…» и по 1856 г., а возможно и позже, он выполнял работы для Лукианова монастыря (а также и других церквей, и монастырей Александрова?). В 1860 году - он уже купец 2-ой гильдии г. Александрова. Осталось  разыскать историю купеческого рода Календасов (или Календасовых) в Александрове и подтвердить или опровергнуть его авторство в написании иконы "Неувядаемый цвет", находящейся сейчас в Лукиановом монастыре.

Самое важное то, что в историю Лукианова монастыря еще как минимум две даты можно вписать: – 1851 г. – роспись стен в часовне преподобного Лукиана; вокруг всего собора Рождества Богородицы в клеймах изображение двенадцати Великих праздников; 1852 год – написание иконы «Неувядаемый цвет», иконы "Моление о чаше" на полотне. 

 ...(И еще одно имя в истории Лукианова монастыря: "Александровскому живописцу Ивану Дружинину заплачено за написание в теплую Богоявленскую церковь икон... июнь 1828 г.")....

Т. Дмитриева


Наш адрес:
601650, Россия, Владимирская область, г. Александров, ул. Советская, 16
Наш телефон: