Усадьба А.М. Первушина – один из немногих сохранившихся в городе архитектурных ансамблей 2-й половины XIX века. Величественный особняк с белоснежной колоннадой неожиданно открывается взору на спуске к реке Серой.
Окруженный зеленью летом, или утопающий в снегах зимой, этот замечательный памятник архитектуры не может остаться незамеченным. Пышный лепной орнамент, пилястры, руст, ризолит, двухэтажная веранда в виде итальянского портика – рельефно выделяются на фоне бирюзовых стен. Так любимая образованным купечеством эклектика рубежа XIX и XX веков предстает перед нами во всей красе.
Неоклассический облик выгодно подчеркивают ампирные детали декора. Пилястры и колонны венчают капители коринфского ордера. Волюты капителей повторяют декор над калиткой у главного входа.
На фронтоне веранды особняка дата – «1913 годъ». Вероятно, именно тогда внешне скромный особняк купца 2-й гильдии А.М. Первушина превратился в жемчужину архитектурного стиля.
Великолепный особняк и неброскую привратницкую соединяет воедино арка ворот сложной конфигурации.
Часть усадебного парка, некогда занимавшего территорию нынешнего городского, и теперь радует взгляд цветами и пышной зеленью. Как и прежде ароматные кисти черемухи и сирени колышутся под окнами замечательного дома, видевшего и пережившего множество исторических перипетий и сумевшего все же сохранить неповторимую прелесть провинции.
История усадьбы начинается с 1874 года, времени окончания строительства главного особняка.
Владелец – А.М. Первушин, выходец из семьи александровских мещан к моменту постройки имел достаточно высокий статус в городской иерархии. Купец II гильдии, член совета директоров Товарищества мануфактур Барановых, известный благотворитель, с 1902 года – потомственный почетный гражданин города.
В настоящее время в стенах особняка располагается Александровский художественный музей. Старинные анфилады с аутентичными, воссозданными интерьерами, переносят зрителей в атмосферу купечества XIX века, знакомят с традициями и семейным укладом.
Особенностью планировки особняков стиля классицизма является достаточно четкое деление на парадную, жилую, и служебную зоны. Это предоставляет зрителю возможность «погружения в прошлое». Войдя в роль «почетного гостя», он может начать осмотр особняка с анфилады парадных комнат, или в качестве «близкого друга» отправиться знакомиться с материалами по истории дома и семьи, размещенными на первом этаже.
Прихожая перед парадной лестницей – первая после холодных сеней комната в доме. Ее интерьер предполагает непременное наличие в ней: зеркала, скамейки, вешалки. Именно отсюда посетитель начинает осмотр особняка. Из нее двери ведут в приемную, в коридор, большая парадная лестница ведет на второй этаж, где находится анфилада парадных комнат, состоящая из зала, гостиной, столовой.
Зал – самая большая в доме парадная комната. Здесь совершались торжества, праздничные и религиозные обряды: поздравления, помолвки, благословения на брак.
В настоящее время зал, по-прежнему, «живет» своей привычной жизнью: здесь проводятся творческие вечера музыкантов, поэтов, писателей, проходят конференции и научные чтения, в нем размещена выставка произведений художника И.А. Козлова.
Второй комнатой парадной анфилады является гостиная. Как и зал, она предназначалась для приема гостей, но если зал предназначен для танцев, то гостиная для тихого времяпрепровождения. Карточные игры проходили в гостиной, по преимуществу, после обеда, в гостиной вкушали десерт, чай, кофе, либо просто отдыхали. В ней размещена выставка работ и личные вещи художника-передвижника К.П. Пынеева.
Третья комната анфилады – столовая. В ней обедали, завтракали, ужинали, пили чай. Меблировка этой комнаты непременно включала в себя большой буфет для хранения посуды и столового белья, обеденный и чайный столы, стены обычно украшали натюрморты и пейзажи. В этой комнате экспонируются работы представителей династии художников Лавровских, а также живописные произведения Н.Ф. Абрамова.
На первом этаже комнаты располагались тоже в виде анфилады, однако в общей иерархии помещений дома она была рангом ниже анфилады второго этажа.
Прихожая соединяется с приемной – первой комнатой анфилады первого этажа. В ней обычно по будним дням принимали близких друзей и знакомых, а также, посетителей, чей статус не требовал непременного приема в парадной гостиной. Приемную украшают картины К.П. Пынеева и мебель, характерная для гостиной.
Из приемной дверной проем ведет в жилые комнаты особняка: кабинет, диванную, спальню. Кабинет, или покои хозяина усадьбы, является особой официальной зоной, с непременным письменным столом, креслом для посетителей, сейфом для деловых бумаг и денег. На рубеже веков практиковалось совмещение кабинета с местом отдыха и поэтому довольно часто в кабинете присутствовал диван, или даже кровать. В нашем же случае, поскольку площадь позволяет, покои хозяина разделены на официальный кабинет и неофициальную диванную.
Диванная – комната в жилой анфиладе особняка выполняет роль своеобразной повседневной гостиной, куда хозяин мог пригласить собеседника для продолжения разговора в более свободной обстановке. Здесь он мог отдохнуть в кругу семьи, близких людей, почитать газеты и журналы и, если нужно, заночевать, засидевшись допоздна за бумагами. Диван с высокой спинкой располагает к неге и покою, почетное место занимает угловой шкаф, выполняющий роль киота для икон. Как правило, в купеческом доме не было отдельной библиотеки. Её заменяет обязательный шкаф с книгами. На стенах диванной множество семейных фотографий. Поскольку Алексей Михайлович в раннем возрасте остался сиротой и, скорее всего, семейный архив был утрачен, а, может быть и не существовал вовсе, это снимки семьи хозяйки дома, Клавдии Александровны.
Спальня – самое интимное место в анфиладе жилых комнат. Если хозяин мог ночевать в диванной, то хозяйка – всегда в спальне. В отличие от помпезных аристократических спален, купеческая была достаточно скромной, небольшой по площади, подчас с более низким потолком, чем во всем доме. Очень часто спальня совмещалась с будуаром, что предполагало наличие большого удобного зеркала и туалетного столика. Здесь можно было почитать у окна, заняться рукоделием, умыться, не заходя в туалетную комнату.
Рассказ о внутренней планировке особняка не был бы полным без рассказа о служебных помещениях. Помимо упомянутых ранее прихожей и приемной, это – коридор первого этажа, а также «черная» лестница с выходом в коридор второго этажа. Именно они позволяли обособить парадную анфиладу от жилых и служебных помещений особняка.
В скромной привратницкой вас ждет экспозиция крестьянского быта, а в соседнем зале – сувенирная лавочка с богатым выбором предметов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.